165 лет назад 1 ноября 1851 года состоялось открытие Петербургско-Московской железной дороги.  8 (20) сентября 1855 года, после смерти Николая I, она стала называться Николаевской, а с 1923 переименована в Октябрьскую.

Станция Крюково нач. 20 в..jpg

1 февраля 1842 года вышел Высочайший указ Николая I, предписывающий начать сооружение железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. Тогда это была самая большая в мире по протяженности железная дорога. Её разработчики - инженеры П.П.Мельников и Н.О.Крафт. Строительство железной дороги началось с земляных работ. Эта стройка была очень тяжелой, и работали на ней крепостные крестьяне. Вся территория под будущую железную дорогу была разбита на два участка: от Санкт-Петербурга до Бологое и от Бологое до Москвы.

Пруд Водокачка сер. ХХ в.jpg

1  (13) ноября 1851 года железнодорожное сообщение между двумя столицами было открыто. Предварительно  по вновь построенной железной дороге из Петербурга в Москву были перевезены военные части. С 14 по 16 августа 1851 года  на 9 поездах проследовали два батальона лейб-гвардии Преображенского и Семёновского полков, два эскадрона лейб-гвардии Кавалергардского и Конного полков и дивизион гвардейской артиллерии. А 18 августа в 4 часа утра в Москву отправился царский поезд из 9 вагонов. Вместе с остановками он преодолел путь за 19 часов.  Официальное открытие магистрали Петербург-Москва  ознаменовалось пуском первого «всенародного поезда». 1 ноября 1851 года в 11 часов 15 минут утра поезд из 6 вагонов отправился из Санкт-Петербурга.  В 9 часов утра следующего дня он прибыл в Москву.  Время в пути составило 21 час 45 минут.

Одновременно в 1851 году была открыта станция Крюковская. Она принадлежала к III классу и  являлась второй станцией по пути движения из Москвы после станции Химкинская. В Крюково паровозы запасались дровами и водой, для чего русло реки Сходни  перекрыли плотиной, а на берегу образовавшегося пруда построили водокачку. С середины XIX века при станции Крюково стали расселяться железнодорожники. По воспоминаниям бывшего жителя посёлка Крюково М.С. Белова станция Крюково в начале ХХ века выглядела следующим образом: «…два деревянных довольно просторных  вокзала на Московской и Петербургской платформах. Против каждого вокзала были устроены круглые палисадники, огороженные низким заборчиком из белых столбов, соединенных железными трубами. Подъездные пути к вокзалам уложены булыжником, для лошадей были устроены коновязи из рельс. С двух сторон стояли колонки, вмонтированные в служебные здания для подачи воды на паровоз, имелся  поворотный круг для паровозов, два багажных сарая. Освещались вокзалы, служебные помещения и стрелки керосиновыми лампами. В вокзале на Московской стороне стоял  иконостас, и каждую субботу проводились богослужения».                                                                       Музей Зеленограда.