30 лет назад, 15 ноября 1988 года, состоялся триумфальный беспилотный полёт орбитального корабля «Буран». Это был первый и единственный полёт ракетоплана советской многоразовой транспортной космической системы (МТКС). Он был создан по программе «Буран-Энергия».Старт состоялся с космодрома «Байконур» в 6 часов утра. Корабль был выведен на орбиту, совершил два запланированных витка вокруг Земли, а затем успешно совершил посадку на аэродром «Юбилейный» космодрома «Байконур».

Буран в Парке Горького. 2013.jpg

Полет прошел без экипажа в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера и бортового программного обеспечения, в отличие от шаттла, который не может сесть без пилотов из-за недостаточно развитой автоматики и последняя стадия посадки совершается на ручном управлении (вход в атмосферу и торможение до скорости звука в обоих случаях полностью компьютеризованы). Данный факт — полет космического аппарата в космос и спуск его на Землю в автоматическом режиме под управлением бортового компьютера — вошел в Книгу рекордов Гиннесса.

К этому событию готовились более 12 лет. Десятки конструкторских коллективов, сотни заводов, тысячи лабораторий: «Буран» строили всей страной. Приняли активное участие в создании отечественного космоплана и предприятия Зеленограда: «Микрон», «Ангстрем» и другие. В основном зеленоградцы проектировали и производили для корабля «Буран» компоненты – элементную базу. Несколько сотрудников завода «Микрон», которые участвовали в программе, были представлены к наградам. Так, звание Героя Социалистического Труда было присвоено Серафиме Андреевне Громовой, начальнику цеха сборки микросхем. Она участвовала в разработке устройств и блоков системы управления «Бурана». За разработку микросхем КР537 РУ8 (КМОП ОЗУ емкостью 16 Кбит), также используемых при создании «Бурана», ведущий специалист «Микрона» Р. Ковалев был удостоен звания лауреата Ленинской премии (в коллективе соавторов), орденами и медалями были награждены еще несколько сотрудников предприятия.

Макет Бурана в экспозиции павильона Космос на ВДНХ. 2018.JPG         гзикм-нв 4052_а.jpg

Основным предназначением «Бурана» было выведение на орбиту, обслуживание и возвращение на Землю космических аппаратов, космонавтов и грузов.

Производство орбитальных кораблей осуществлялось на Тушинском машиностроительном заводе с 1980 года. Первый полномасштабный экземпляр был готов к 1984 году. 10 ноября 1985 года  совершил первый атмосферный полёт полноразмерный аналог «Бурана» (машина 002 ГЛИ – горизонтальные лётные испытания). Пилотировали машину лётчики-испытатели И.П. Волк и Р.А. Станкявичюс.

После успешного полёта ракетоплана прошло всего лишь два года и в 1990 году  работы по программе «Энергия-Буран» были приостановлены, а 25 мая 1993 года практически закрыты. Помимо побывавшего в космосе изделия, велась работа ещё над 4 лётными экземплярами космического корабля, а также макетами, которые использовались при испытаниях. Полноразмерный макет ракетоплана «Буран БТС-001» (изделие 0.01) в 1993 году был установлен в Парке Горького и использовался в качестве аттракциона. В 2011 году он был закрыт, а в 2014 году перевезён на ВДНХ. Сейчас макет космолёта можно не только увидеть на ВДНХ, но и посетить расположенный в  нём Интерактивный музейный комплекс «Буран».

В 2016 году в Государственном космическом научно-производственном центре имени М. Хруничева был восстановлен департамент по многоразовым средствам выведения. В штат были приглашены специалисты, которые создавали в свое время «Буран».

В Музее Зеленограда хранится серия значков, посвящённая уникальному полёту советского космического корабля «Буран».

гзикм-кп 7550_а.jpg  гзикм-кп 7551_а.jpg    гзикм-кп 7554_а.jpg