4 июля 1952 г.  65 лет назад  во время тренировочных полётов с Крюковского аэродрома ДОСААФ, который располагался на месте современного 4 микрорайона, погибли две лётчицы – Келла Борисовна Уральская (1928 – 1952) и Валентина Сергеевна Каткова (1919 – 1952).

Лётчицы разбились «при выполнении служебного задания», так гласят таблички на стальных пирамидках, установленных по обоим берегам речки Сходня за зеленоградской городской больницей на месте гибели отважных девушек. Сейчас подойти к памятникам достаточно сложно, они мало посещаемы зеленоградцами и поэтому дорожки к ним заросли. На табличках памятников значатся разные даты 4 июня и 4 июля, хотя погибли летчицы в один день и были похоронены на Введенском кладбище Москвы 6 июля 1952 года.

Аэродром Тушино 1953 М.jpg    Аэродром Крюково 1950 г. Марина Чечнева.jpg

В начале июня с просьбой уточнить дату гибели лётчиц в Музей Зеленограда обратилась Лидия Павловна Анисина (ныне Беженцева), проживавшая в те годы в деревне Савёлки, и ставшая очевидцем этого трагического события. Установить дату удалось, обратившись за справкой в администрацию Введенского кладбища. Вот такая предыстория появления в Хронографе данной статьи.

Жители местных деревень часто вспоминают Крюковский аэродром. Он был построен перед войной, в 1936 году, а в войну использовался в качестве запасного боевого аэродрома. В 1950-е годы здесь проходили лётную практику студенты Московского авиационного института. Руководителем полетов была Марина Чечнева – известная летчица, Герой Советского Союза, рекордсменка мира в скоростных полетах. На аэродроме проводились тренировки пилотажных групп, готовившихся к авиационным парадам над Москвой.    
Летали девушки на самолётах ПО-2, более известных под именем У-2. История этой машины овеяна легендами и связана с именами многих известных людей. Во время Великой Отечественной войны на У-2 совершено немало подвигов и выполнено сложных заданий. После смерти его создателя конструктора Н.Н. Поликарпова  в 1944 г. самолёт переименовали в ПО-2. Летная жизнь самолета длилась более 40 лет. У-2 по праву относится к числу наиболее известных самолетов в истории мировой авиации.

Аэродром Келла Уральская.jpg       памятный знак на месте гибели лётчицы.jpg

С 1947 года в гражданской авиации и авиаклубах в качестве учебно-тренировочного самолёта стал использоваться Як-18. На Крюковском аэродроме тоже стали летать на этих самолётах.

В 1950-е годы на аэродроме в летнее время устраивался студенческий лагерь МАИ. Жили ребята в обычных палатках, тренировались, совершали полёты. После 1957 года лагерь МАИ был переведён под Клушино, так как началось строительство «города-спутника у станции Крюково» и площадка аэродрома стала активно использоваться строителями, а столовая лётчиков стала столовой первых строителей Зеленограда.